Из опыта работы воспитателя Светланы Юрьевны (гр "Солнышки-подсолнышки")
Целью
нашего плана является формирование у детей целостного взгляда на
природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей
среде. Выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе,
умения жить в относительной гармонии с неё.
Занятия
построены по принципу развивающего обучения и направлены на развитие
личности ребенка в целом. Совершенствования речи дошкольников, их
мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении
отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению
знаний, а пониманию и оценке происходящего. Совместной практической
деятельности воспитателя и детей.
Занятия построены согласно временам года. На каждое время года составлено по 4 – 5 занятий.
Занятия состоят из трех частей:
1 часть – беседа (рассказ, экскурсия);
2 часть – игра экологического или природоведческого направления;
3 часть – опытническая деятельность, продуктивная деятельность.
Ведущей
формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра.
Поэтому в наших занятиях используются различные дидактические игры.
Также в нашем плане есть дидактический игры, которые мы рекомендуем использовать в совместной деятельности.
Мы
использовали рекомендации из учебного пособия Л.М.Маневцовой «Мир
природы и ребенок». Занятия использованы из практического пособия Т.М.
Бондаренко «Экологические занятия», Л.Г.Горьковой «Сценарии занятий по
экологическому воспитанию». Экологические игры запланированы согласно
плану-программе воспитательно-образовательной работы «Детство», В.И.
Логиновой. Опыты запланированы из плана-программы «Детство», В.И.
Логиновой, Н.Н. Кондратьевой, и из программы «Наш дом – природа»,
Н.А.Рыжовой.
Цели и задачи экологического воспитания в старшей группе.
Продолжать и совершенствовать работу, начатую в средней группе.
Основные задачи экологического воспитания в старшей группе:
· Расширять представления о растительном и животном мире;
· Развивать
умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные,
существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
· Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
· Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
· Учить
различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме
листьев, цветам, плодам. Называть 5 – 6 деревьев, 2 – 3 кустарника, 5
травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод,
грибов, 3 – 4 комнатных растения;
· Учить
различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и
их детенышей; уточнять представления детей об их повадках, условиях
жизни;
· Учить различать и называть 5 – 6 видов птиц, 8 – 10 насекомых, 5 – 6 видов рыб и земноводных.
Советы и рекомендации педагогам. Педагог
должен давать детям по возможности высказывать свои впечатления от
наблюдений при родных объектов, уточнять формулировки, дополнять ответы
детей. Очень важно давать фактически точные сведения о природных
явлениях и т.п. целесообразно учить играть с детьми в природе, не нанося
ей ущерба.
Организованное обучение
|
Совместная деятельность
|
Сентябрь
| |
1. Работа дежурных в уголке природы.
Цель:
Познакомить детей с приемами ухода за растениями и животными,
названиями обитателей уголка природы, их основные потребности. Учить,
как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья, кормить животных, мыть и
чистить места их обитания в группе, ухаживать за ними. Воспитывать
бережное и внимательное отношение ко всем обитателям уголка природы.
Дидактическая игра «Чем их накормить?»
Рисование животных и растений уголка природы.
|
1. Дидактическая игра «Зоопарк»
Цель:
Формировать и расширять представления детей о питании домашних и
диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение,
интерес и любовь к ним.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель:
Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах
(животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев,
тактильные ощущения, речь детей.
|
Октябрь
| |
1. Планета Земля в опасности.
Цель:
Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар.
Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете
живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым
существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать
бережное отношение к природе. Расширять представления о содружестве
человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека
на природу.
Словесно-дид. игра «Подбери признак».
Опыт: «Пламя загрязняет воздух».
2. «Природа – чудесница».
Цель:
Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить
их наблюдать за жизнью животного мира, научить их наблюдать за жизнью
природы. Развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых
имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и
прекрасному.
Д/ игра «Ты чей, листок?».
Опыт: «Длина тени».
|
1. Дидактическая игра
«Где растет?».
Цель:
учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции
на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
2. Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко».
Цель:
Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах,
о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
|
Ноябрь
| |
1. Природа живая и неживая.
Цель:
Формировать представления детей о природе живой и неживой; научить
детей отличать природные объекты от искусственных, созданных
человеком; развивать логическое мышление детей; развивать
наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять:
воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.
Д/игра «Живое и неживое».
Опыт: «Свойства песка».
2. Дикие животные готовятся к зиме.
Цель:
Уточнять знания детей о диких животных наших лесов, выделять и
характеризовать особенности внешнего вида животных. Обобщать
представления детей об образе жизни и поведении диких животных в
зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство
доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному,
что нас окружает.
Загадки-описания «Когда это бывает?».
Опыт: «Сохраняет ли шуба тепло».
|
1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
2.Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Цель:
Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов
(животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
|
Декабрь
| |
1. Обитатели уголка природы.
Цель:
Уточнять и закреплять знания детей об обитателях уголка природы (виды
растений, животных). Формировать представления детей: растения и
животные – живые существа, у них есть потребности в определенных
условиях (тепло, свет, вода, пища, почва, и т.д.). Расширять
представления детей о пользе для здоровья человека нахождение его в
помещении, где есть разнообразные растения, красивый аквариум, поющие
птицы. Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы,
заботиться о них.
Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются?».
Опыт: «Выращивание растений из морковных верхушек».
|
1. Дидактическая игра
«Наши друзья».
Цель:
Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут
в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах,
воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
2. Настольно-печатная игра «Ботаническое лото».
Цель: Закрепить знания детей о растениях, и месте произрастания этих растений (сад, огород, цветник, лес, поле, луг, водоем).
|
Январь
| |
1. Экскурсия в зимний парк.
Цель:
Развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания и
причастности к судьбам птиц в зимний период. Воспитывать любовь и
интерес к природе родного края. Развивать речь, умение анализировать и
делать элементарные выводы.
Игра «Где спрятался зайчик?».
Опыт: «Греет ли солнышко зимой?».
|
1. Настольно-печатная игра
«Прогулка в лес».
Цель:
Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе.
Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
2. Настольно-печатная игра
«Зоологическое лото».
Цель: Развивать и закреплять знания о диких животных разных климатических зон, и о местах проживания этих животных.
|
Февраль
| |
1. Рассматривание веток деревьев.
Цель:
Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в зимний
период. Закреплять знания детей о том/, что дерево – живой организм,
который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к
деревьям зимой, любовь к природе родного края.
Д/игра «Магазин «Семена»» (семена деревьев).
Опыт: «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода).
2. Чистая вода – богатство страны.
Цель:
Закреплять представления детей о планете Земля. Расширять
представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей
среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека.
Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.
Словесно-дид. игра «Кому нужна вода?».
Опыт: «Уводы нет вкуса, нет запаха».
|
1. Дидактическая игра «С какой ветки детки?».
Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
2. Настольно-печатная игра – лото «Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
|
Март
| |
1. Водоемы родного края.
Цель:
Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию
внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать
знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие,
любовь к природе.
Загадки-описания «Мы – водные животные».
Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе).
|
1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель:
Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей,
фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц,
земноводных).
2. Дидактическая игра «Рассели животных по домам».
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
|
Апрель
| |
1. «Насекомые».
Цель:
Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных
проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие
причинно-следственные связи, делать обобщения. Развивать логическое
мышление. Учить отвечать на вопросы. Активизировать память и внимание
детей.
Словесно-дид. игра «Четвертый лишний».
Опыт: Выяснение причин выхода червей во время дождя на поверхность земли.
2. КВН «Друзья природы».
Цель:
Обобщать и систематизировать представления детей о поведении и образе
жизни диких и домашних животных. Закреплять знания детей о природе, о
природных явлениях, о связях в природе. Воспитывать бережное
отношение к природе, заботу о братьях наших меньших.
|
1. Дидактическая игра «Цветочный магазин».
Цель:
закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых),
закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить
группировать растения по виду.
2. Настольно-печатная игра
«Прогулка в лес».
Цель:
Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе.
Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
|
Май
| |
1. «Весна – красна».
Цель:
Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой
и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между
изменениями в живой и неживой природе. Познакомить с образом весны в
произведениях искусства. Воспитывать чувство прекрасного и любви к
природе.
Д/игра «Когда это бывает?».
Опыт: «Гром и молния» (с воздушными шарами).
|
1.Дидактическая игра
«Соберем урожай»
Цель:
Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их
месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на
земле).
2.Дидактическая игра «Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий